Статья 23314

Название статьи

                                ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ                                        ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ: ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ      

Авторы

Воробьёва Елена Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики кооперации и предпринимательства, Саранский кооперативный институт (филиал), Российский университет кооперации (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, 17), helen.rusalka@mail.ru
Плеханова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики кооперации и предпринимательства, Саранский кооперативный институт (филиал), Российский университет кооперации (Россия, г. Саранск, ул. Транспортная, 17), plehanova1975@rambler.ru
Кильдюшкина Ирина Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая отделом региональных исследований и программ, Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (Россия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, 3), irakil1967@ mail.ru

Индекс УДК

37.016:33:005.591.6

Аннотация

Актуальность и цели. В условиях проводимого в России курса на повышение качества образования важным аспектом оценки профессионализма преподавателя становится его знание инновационных технологий, готовность и умение применять на практике инновационные методы обучения. На фоне трансформации образовательной парадигмы актуализируются творческая активность педагога и использование инновационных методов и технологий в преподавании. Цель работы – обосновать необходимость инновационного подхода и проанализировать инновационные технологии и методы обучения, применяемые в преподавании экономических дисциплин в вузе.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа современных публикаций, материалов международных научно-практических конференций по аспектам инновационных подходов в образовании, преподавании в вузе, инновационной педагогике с учетом содержания Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой Российской Федерации 29 декабря 2012 г., Федерального закона № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон “О науке и государственной научно-технической политике”» от 21 июля 2011 г., Положения об интерактивном обучении в Российском университете кооперации, утвержденного Приказом РУК № 304-од от 8 июня 2011 г. Особое место в рамках исследования имеют положения И. И. Абылгазиева, М. М. Бахтина, Э. Ф. Зеера, И. В. Ильина, Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьевой, А. С. Макаренко, О. Н. Шахматовой, Т. Н. Рапацевича, А. Я. Савельева, А. Тоффлера, а также работы А. В. Петровского, И. П. Подласого, С. Д. Смирнова, В. Ф. Шаталова и др. Методологический потенциал включает: общенаучные методы – сбора фактов, эксперимента, моделирования, научных абстракций, анализа и синтеза, системного подхода, индукции и дедукции, исторический и логический, графический (сравнительного анализа), классификаций; традиционные методы педагогических исследований – наблюдения, изучения опыта, первоисточников, беседы, анализа методической документации. В совокупности они позволили систематизировать, сопоставить по содержанию и значению, выявить наиболее эффективные технологии и методы обучения с целью повышения эффективности преподавания экономических дисциплин в вузе.
Результаты. Проанализированы теоретические положения инновационного подхода в преподавании, современные технологии и методы обучения с выделением наиболее эффективных с точки зрения инновационного подхода, обоснована целесообразность и необходимость их применения в преподавании экономических дисциплин в вузе. Собственная позиция авторов в данной об- ласти исследования сложилась на основе практики преподавания экономиче- ских дисциплин на кафедре экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.
Выводы. Применение в преподавании экономических дисциплин в вузе инновационных технологий и методов обучения вызвано необходимостью совершенствования качества образования посредством повышения эффективности процесса обучения. Современные инновационные технологии и методы могут применяться как с использованием педагогических инновационных технологий, так и без них. Наиболее эффективные из них включают интерактивные технологии и методы в сочетании с новым, инновационным взаимодействием в системе «преподаватель – студент» на основе инновационного подхода, который по своей сути является синергетическим. Наибольший эффект для студентов достигается при их комплексном и систематическом применении в образовательном процессе.

Ключевые слова

инновации, инновационное обучение, технологии, методы обучения, экономические дисциплины, вуз, интерактивные методы, педагогическая инновация, образование, преподаватель, студент.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Лаврентьева, Н. Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения / Н. Б. Лаврентьева. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ-ААЭП, 1998. – URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/chapter1/1.html (дата обращения: 28.07.2013).
2. Инновационные технологии в образовании / под ред. И. И. Абылгазиева, И. В. Ильина ; сост. Д. И. Земцов. – М. : МАКС Пресс, 2011. – Вып. № 2. – С. 10–11. – URL: http://ciot.msu.ru/method (дата обращения: 28.07.2013).
3. Добрынина, В. И. Социальные конфликты в высшей школе / В. И. Добрыни-на, Т. Н. Кухтевич. – М., 1993. – (Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация / НИИВО ; вып. 3).
4. Дерябина, Н. П. Инновационные методы обучения – новые пути развития школьного и вузовского образования / Н. П. Дерябина. – URL: http://fb.ru/article/4376/innovatsionnyie-metodyi-obucheniy-anovyie-puti-razvitiya-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.07.2013).
5. Базилевич, В. Д. Неортодоксальная теория Й. А. Шумпетера. История экономических учений / В. Д. Базилевич. – URL: http://www.referent.ru/1/67513; http://banauka.ru/76.html (дата обращения: 28.07.2013).
6. История экономических учений : учеб. пособие / В. Д. Базилевич, Н. И. Гражевська, Т. В. Гайдай, П. М. Леоненко, А. П. Нестеренко. – Киев : Знание, 2004.
7. Инновация // Википедия: свободная энциклопедия. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация (дата обращения: 28.07.2013).
8. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. – М. : Книжный мир, 2008. – 860 с.
9. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”» № 254-ФЗ от 21 июля 2011 г. – URL: http://www.referent.ru/1/67513 (дата обращения: 28.07.2013).
10. Горбачева, В. Г. Основы инновационных процессов в образовательной деятельности / В. Г. Горбачева. – URL: http://www.ibl.ru/konf/070411/17.html (дата обращения: 28.07.2013).
11. Рапацевич, Е. С. Педагогика: большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2005.
12. Лаврентьев, Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2002.
13. Савельев, А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А. Я. Савельев // Высшее образование в России. – 1994. – № 2. – С. 15–18.
14. Зеер, Э. Ф. Становление личностно-ориентированного образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 1999. – № 1 (1). – С. 112–121.
15. Шахматова, О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук / Шахматова О. Н. – Екатеринбург, 2000.
16. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. – М. : Политиздат, 1988. – 256 с.
17. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. – М. : Академия, 2001. – 304 с. – URL: http://www.kosstu.kz/static/uploads/library/gumanitar/pedagogika/g-p-10.txt (дата обращения: 28.07.2013).
18. Вербицкий, А. А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования : моногр. / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. – М. : Логос, 2011. – 288 с. – URL: http://oot-kaf.ru/files/oot/Verbitskiy_Iliazova.pdf (дата обращения: 28.07.2013).
19. Савельев, А. Я. Инновационное образование и научные школы / А. Я. Савельев // Вестник высшей школы. – 2000. – № 3. – С. 15–21.
20. Пивоварова, Л. В. Исследование эффективности образовательного процесса на основе инновационных образовательных технологий. Опыт обучения учащихся / Л. В. Пивоварова // Инновационные технологии в образовании. – М. : МаксПресс, 2011. – Ч. 2. – С. 79–94. – URL: http://ciot.msu.ru/files/innovat-edu-tech.pdf (дата обращения: 28.07.2013).
21. Шушляпин, О. И. Личностно-ориентированный и групповой подход при са- мостоятельной работе в вузах: обоснование некоторых активных и инновацион- ных методов обучения / О. И. Шушляпин. – URL: http://www.mif-ua.com/archive/article/21693 (дата обращения: 28.07.2013).
22. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. – 168 с.
23. Основы педагогики и психологии высшей школы : учеб. пособие / под ред. А. В. Петровского. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. – URL: http://www.twirpx.com/file/290731/ (дата обращения: 28.07.2013).
24. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 424 с.
25. Воробьева, Е. Г. Использование инновационных методов в преподавании дисциплины «Экономика отрасли» : учеб.-метод. пособие / Е. Г. Воробьева. – Саранск : Принт-Издат, 2013. – 68 с.

 

Дата создания: 28.01.2015 16:03
Дата обновления: 30.01.2015 10:05